ABA-терапия
АВА-терапия (Applied behavior analysis) переводится как прикладной анализ поведения, или (ПАП) – научная дисциплина, которая исследует то, как формируется и работает поведение, как происходит изменение поведения и как происходит обучение организмов новым формам поведения.
Интенсивная программа для коррекции аутизма, известная ещё с 1968 года, благодаря И. Ловаасу. Врач изучил эффективность применения АВА-терапии у детей с аутизмом и доказал, что при интенсивном обучении, 40% детей преодолевают задержки развития к школьному возрасту, и, овладевают различными навыками, наравне со сверстниками.

Программа основана на анализе факторов окружающей среды, влияющих на поведение человека. Поведенческий подход применяется в отношении социально-значимого поведения, то есть того, которое существенно влияет на качество жизни ребенка и его семьи.
Этапы работы при обращении в наш центр:
Этап 1. Консультация
В начале родители консультируются c ведущим специалистом по ABA-терапии, предоставляют информацию о ребенке, ведут беседу о дальнейшей работе. Принимают решение совместно с специалистом подходит ли ребенку данный метод.
Этап 2. Начальное тестирование
Главной задачей тестирования является определение начального уровня навыков ребенка и вербального поведения. Также оцениваются социальные и адаптивные навыки.
Инструменты тестирования:
VB-MAPP – Оценка вех развития речевых навыков
ABLLS-R – Оценка базовых учебных и языковых навыков
AFLS – Оценка функциональных жизненных навыков
Vineland – Шкалы адаптивного поведения Вайнленда
FBA – Функциональная оценка поведения
По завершении тестирования родители и специалисты получают представление о степени овладения навыками в ближайшей перспективе развития ребёнка. В задачи тестирования входят определение приоритетного направления работы и выявление препятствий в обучении.
Этап 3. Написание индивидуальной программы
Данная программа составляется по результатам тестирования, и пишется специалистом индивидуально для каждого ребёнка.
В дальнейшем, по данной программе проводит занятия специалист по прикладному анализу поведения. Также, родитель может заниматься с ребенком самостоятельно, используя данную программу.
Этап 4. Индивидуальные обучающие занятия
На этих занятиях мы создаём все необходимые условия для усвоения ребёнком новых знаний, корректируем нежелательное поведение, стимулируем и поощряем конструктивные реакции, развиваем и закрепляем полезные навыки.
Индивидуальные занятия включают в себя:
- Обучение опорным навыкам
- Использование методов визуальной поддержки.
- Обучение ребёнка функциональной альтернативной коммуникации,
- Обучение альтернативной коммуникации PECS
- Коррекция нежелательного поведения и обучение социально-приемлемому

Для чего применяется ABA
• помочь ребенку лучше взаимодействовать с окружающими;
• повысить способность к обучению;
• скорректировать отклонения в поведении;
• достичь нормального уровня развития интеллекта для детей конкретного возраста;
• обучиться навыкам, необходимым для последующей самостоятельной жизни.
Плюсы АВА-терапии
- Ребенок учится переносить модель поведения из одной ситуации в другую. Благодаря этому он становится более самостоятельным.
- Первые положительные результаты появляются сравнительно быстро.
- Согласно исследованиям, около половины детей, прошедших обучение по программе АВА, могут учиться в обычных школах наравне со сверстниками.
- Программа дает все необходимые основы: в частности, ребенок усваивает важные понятия и определения, учится самостоятельно познавать мир и оттачивает навыки самообслуживания.
Какие задачи можно решить использую прикладной анализ поведения
- Формирование навыков, которые заменят нежелательные формы поведения.
- Формирование социальных и коммуникативных навыков, таких как удерживание зрительного контакта, понимание мимики собеседника
- Формирование академических навыков (чтение, счет) на доступном ребенку уровне.
- Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания: самостоятельное посещение туалета, приготовление и прием пищи, принятие душа.
- Подготовка к посещению медицинских учреждений (мед. манипуляции, осмотры, сдача анализов. УЗИ. ЭЭГ. ЭЮ и т.д.);
- Формирования социального поведения (развитие навыков социального взаимодействия).

В чем уникальность нашего предложения и чем мы отличаемся от других центров:
ABA-терапия, не смотря на ее эффективность и возможность использования в коррекции большого количества нарушений, является лишь одной из методик.
В нашем реабилитационном центре мы используем прикладной поведенческий анализ как отдельную метод, а также совместно с другими видами реабилитации исходя из индивидуальных потребностей пациента. [ЛАА1]
Нам удалось интегрировали специалиста ABA и сам метод прикладного поведенческого анализа в работу всей реабилитационной команды.
У нас все реабилитационные курсы начинаются с приема мультидисциплинарной реабилитационной команды (МДРК). Основной принцип МДРК - работа разных специалистов по единому согласованному плану.

В состав реабилитационной команды входят:
Врач реабилитолог (врач физической и реабилитационной медицины)
Лечебный педагог/педагог-психолог
Эрготерапевт
Нейропсихолог
Физический терапевт (специалист по движению)
Семейный психолог
На первой МДРК
ABA-специалист
Специалисты собирают сведения о запросе и потребностях родителей, состоянии здоровья ребенка, каждый специалист проводит экспресс-диагностику для того, чтобы вывести задачи и поставить общую с родителями цель. Определяем какие специалисты нужны ребенку, составляем план реабилитации.
На промежуточных МДРК
Происходит корректировка программы реабилитации, при необходимости смена методик и подходов. Уточнение цели и задач. Интеграция изменения запросов родителей в план реабилитации.
На финальной МДРК
Формировка пакета рекомендаций, заданий и упражнений. Оформление в журнал развития ребенка.
СПЕЦИАЛИСТЫ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ С РЕБЕНКОМ И ИНТЕРВЕНЦИИ:
- Врач ФРМ (реабилитолог) – проводит обследование неврологическое и ортопедическое, УЗИ суставов, подбор, отмена или замена лекарств, ботулинотерапия, определение потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах, рекомендации по питанию с учетом нагрузки на ребенка, рекомендации по физической нагрузке и безопасности в процессе реабилитации, физиопроцедуры при необходимости.
- Поведенческий психолог – выстраивает конструкции взаимодействия по правилам, умение договариваться, выбирать, ожидать; развивает навыки социальной коммуникации и взаимодействия в соответствии с правилами в семье, детском саду, школе, обучает родителей поддержанию навыков коммуникации.
- Нейропсихолог – проводит нейропсихологическое тестирование, дает рекомендации, задания, упражнения, проводит тренинги для развития памяти, внимания, внутренней речи.
- Эрготерапевт – проводит диагностику работы рук, развивает точные движения рук, психомоторную координацию, выявляет причины ограничения самообслуживания, обучения, бытовой жизни, игры. Адаптирует среду ребенка так, чтобы она стала развивающей и поддерживающей нужные навыки; проводит тренинги сенсорных систем, помогает справляться с аутостимуляциями. Использует для работы эргоквартиру (полигон для отработки навыков самообслуживания), оборудование для сенсорной стимуляции, ортезы и адаптивные устройства.
- Физический терапевт – проводит диагностику моторного контроля, двигательных возможностей, координации, проводит растяжки - стрейч-тренинги, методики Экзартра, Нейрак, ПНФ, тренировки баланса, тренировки психомоторного контроля при ходьбе, обучает ходьбе, вставанию, присаживанию, ползанью и т.п. Использует тренировочную дорожку, подвесные системы, стол для Бобат, тренировочные платформы и пр.
- Логопед – проводит диагностику речи, глотания, дыхания. Тренирует артикуляцию, голосовое дыхание, звукопроизношение, речь, разговор, социальную коммуникацию. Проводит логопедический массаж, упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковые тренинги и пр.
- Лечебный педагог – выявляет проблемы с учебной и игровой деятельностью, обучает навыкам через игры, развивает игровую деятельность по возрасту, закладывает основу для самообслуживания, обучения в детском саду и школе.
- Консультативный психолог – проводит консультации родителей, работает с хроническим стрессом, моральной усталостью, тревожностью, помогает вернуть ресурс для решения жизненных задач, находить ресурс для отдыха.
- Канистерапевт – использует для реабилитации специально обученную и сертифицированную собаку. Проводит все занятия и тренировки различных навыков через игру-общение с собакой. Позволяет развить мотивацию к общению, концентрации внимания, выполнению заданий, самоконтролю. Помогает включиться в программу реабилитации застенчивым детям, детям с проблемами в коммуникации, с проблемами концентрации внимания, с выученной беспомощностью или «боязнью белого халата».