Разделы

ABA-терапия

АВА-терапия (Applied behavior analysis) переводится как прикладной анализ поведения, или (ПАП) – научная дисциплина, которая исследует то, как формируется и работает поведение, как происходит изменение поведения и как происходит обучение организмов новым формам поведения.

Интенсивная программа для коррекции аутизма, известная ещё с 1968 года, благодаря И. Ловаасу. Врач изучил эффективность применения АВА-терапии у детей с аутизмом и доказал, что при интенсивном обучении, 40% детей преодолевают задержки развития к школьному возрасту, и, овладевают различными навыками, наравне со сверстниками.

ABA-терапия

Программа основана на анализе факторов окружающей среды, влияющих на поведение человека. Поведенческий подход применяется в отношении социально-значимого поведения, то есть того, которое существенно влияет на качество жизни ребенка и его семьи.

Этапы работы при обращении в наш центр:

Этап 1. Консультация

В начале родители консультируются c ведущим специалистом по ABA-терапии, предоставляют информацию о ребенке, ведут беседу о дальнейшей работе. Принимают решение совместно с специалистом подходит ли ребенку данный метод.

Этап 2. Начальное тестирование

Главной задачей тестирования является определение начального уровня навыков ребенка и вербального поведения. Также оцениваются социальные и адаптивные навыки.

Инструменты тестирования:

VB-MAPP – Оценка вех развития речевых навыков

ABLLS-R – Оценка базовых учебных и языковых навыков

AFLS – Оценка функциональных жизненных навыков

Vineland – Шкалы адаптивного поведения Вайнленда

FBA – Функциональная оценка поведения

По завершении тестирования родители и специалисты получают представление о степени овладения навыками в ближайшей перспективе развития ребёнка. В задачи тестирования входят определение приоритетного направления работы и выявление препятствий в обучении.

Этап 3.  Написание индивидуальной программы

Данная программа составляется по результатам тестирования, и пишется специалистом индивидуально для каждого ребёнка.

В дальнейшем, по данной программе проводит занятия специалист по прикладному анализу поведения. Также, родитель может заниматься с ребенком самостоятельно, используя данную программу.

Этап 4. Индивидуальные обучающие занятия

На этих занятиях мы создаём все необходимые условия для усвоения ребёнком новых знаний, корректируем нежелательное поведение, стимулируем и поощряем конструктивные реакции, развиваем и закрепляем полезные навыки.

Индивидуальные занятия включают в себя:

  • Обучение опорным навыкам
  • Использование методов визуальной поддержки.
  • Обучение ребёнка функциональной альтернативной коммуникации,
  • Обучение альтернативной коммуникации PECS
  • Коррекция нежелательного поведения и обучение социально-приемлемому

ABA-терапия

Для чего применяется ABA

• помочь ребенку лучше взаимодействовать с окружающими;

• повысить способность к обучению;

• скорректировать отклонения в поведении;

• достичь нормального уровня развития интеллекта для детей конкретного возраста;

• обучиться навыкам, необходимым для последующей самостоятельной жизни.

Плюсы АВА-терапии

  •  Ребенок учится переносить модель поведения из одной ситуации в другую. Благодаря этому он становится более самостоятельным.
  • Первые положительные результаты появляются сравнительно быстро.
  • Согласно исследованиям, около половины детей, прошедших обучение по программе АВА, могут учиться в обычных школах наравне со сверстниками.
  • Программа дает все необходимые основы: в частности, ребенок усваивает важные понятия и определения, учится самостоятельно познавать мир и оттачивает навыки самообслуживания.

Какие задачи можно решить использую прикладной анализ поведения

  • Формирование навыков, которые заменят нежелательные формы поведения.
  • Формирование социальных и коммуникативных навыков, таких как удерживание зрительного контакта, понимание мимики собеседника
  • Формирование академических навыков (чтение, счет) на доступном ребенку уровне.
  • Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания: самостоятельное посещение туалета, приготовление и прием пищи, принятие душа.
  •  Подготовка к посещению медицинских учреждений (мед. манипуляции, осмотры, сдача анализов. УЗИ. ЭЭГ. ЭЮ и т.д.);
  • Формирования социального поведения (развитие навыков социального взаимодействия).
ABA-терапия

В чем уникальность нашего предложения и чем мы отличаемся от других центров:

ABA-терапия, не смотря на ее эффективность и возможность использования в коррекции большого количества нарушений, является лишь одной из методик.

В нашем реабилитационном центре мы используем прикладной поведенческий анализ как отдельную метод, а также совместно с другими видами реабилитации исходя из индивидуальных потребностей пациента. [ЛАА1] 

Нам удалось интегрировали специалиста ABA и сам метод прикладного поведенческого анализа в работу всей реабилитационной команды.

У нас все реабилитационные курсы начинаются с приема мультидисциплинарной реабилитационной команды (МДРК). Основной принцип МДРК - работа разных специалистов по единому согласованному плану.

ABA-терапия

В состав реабилитационной команды входят:

Врач реабилитолог (врач физической и реабилитационной медицины)

Лечебный педагог/педагог-психолог

Эрготерапевт

Нейропсихолог

Физический терапевт (специалист по движению)

Семейный психолог

На первой МДРК

ABA-специалист

Специалисты собирают сведения о запросе и потребностях родителей, состоянии здоровья ребенка, каждый специалист проводит экспресс-диагностику для того, чтобы вывести задачи и поставить общую с родителями цель. Определяем какие специалисты нужны ребенку, составляем план реабилитации.

На промежуточных МДРК

Происходит корректировка программы реабилитации, при необходимости смена методик и подходов. Уточнение цели и задач. Интеграция изменения запросов родителей в план реабилитации.

На финальной МДРК

Формировка пакета рекомендаций, заданий и упражнений. Оформление в журнал развития ребенка.

СПЕЦИАЛИСТЫ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ С РЕБЕНКОМ И ИНТЕРВЕНЦИИ:

  • Врач ФРМ (реабилитолог) – проводит обследование неврологическое и ортопедическое, УЗИ суставов, подбор, отмена или замена лекарств, ботулинотерапия, определение потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах, рекомендации по питанию с учетом нагрузки на ребенка, рекомендации по физической нагрузке и безопасности в процессе реабилитации, физиопроцедуры при необходимости.

 

  • Поведенческий психолог – выстраивает конструкции взаимодействия по правилам, умение договариваться, выбирать, ожидать; развивает навыки социальной коммуникации и взаимодействия в соответствии с правилами в семье, детском саду, школе, обучает родителей поддержанию навыков коммуникации.

 

  • Нейропсихолог – проводит нейропсихологическое тестирование, дает рекомендации, задания, упражнения, проводит тренинги для развития памяти, внимания, внутренней речи.

 

  • Эрготерапевт – проводит диагностику работы рук, развивает точные движения рук, психомоторную координацию, выявляет причины ограничения самообслуживания, обучения, бытовой жизни, игры. Адаптирует среду ребенка так, чтобы она стала развивающей и поддерживающей нужные навыки; проводит тренинги сенсорных систем, помогает справляться с аутостимуляциями. Использует для работы эргоквартиру (полигон для отработки навыков самообслуживания), оборудование для сенсорной стимуляции, ортезы и адаптивные устройства.

 

  • Физический терапевт  – проводит диагностику моторного контроля, двигательных возможностей, координации, проводит растяжки - стрейч-тренинги, методики Экзартра, Нейрак, ПНФ, тренировки баланса, тренировки психомоторного контроля при ходьбе, обучает ходьбе, вставанию, присаживанию, ползанью и т.п. Использует тренировочную дорожку, подвесные системы, стол для Бобат, тренировочные платформы и пр.

 

  • Логопед – проводит диагностику речи, глотания, дыхания. Тренирует артикуляцию, голосовое дыхание, звукопроизношение, речь, разговор, социальную коммуникацию. Проводит логопедический массаж, упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковые тренинги и пр.

 

  • Лечебный педагог  –  выявляет проблемы с учебной и игровой деятельностью, обучает навыкам через игры, развивает игровую деятельность по возрасту, закладывает основу для самообслуживания, обучения в детском саду и школе.

 

  • Консультативный психолог – проводит консультации родителей, работает с хроническим стрессом, моральной усталостью, тревожностью, помогает вернуть ресурс для решения жизненных задач, находить ресурс для отдыха.

 

  • Канистерапевт – использует для реабилитации специально обученную и сертифицированную собаку. Проводит все занятия и тренировки различных навыков через игру-общение с собакой. Позволяет развить мотивацию к общению, концентрации внимания, выполнению заданий, самоконтролю. Помогает включиться в программу реабилитации застенчивым детям, детям с проблемами в коммуникации, с проблемами концентрации внимания, с выученной беспомощностью или «боязнью белого халата».