Дополнительная общеобразовательная программа
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цель программы
- Задачи программы
- Контроль реализации и планируемые результаты программы
- Условия реализации программы
- Структура проведения занятий в Мини Речевых Группах
- Заключение
- Учебный план
- Календарный учебный график
- Рабочая программа
- Список методической литературы к программе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет речевую направленность, является программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста (2-4 года), нацелена на коррекцию и устранение речевых недостатков, развитие речевых и неречевых психических функций ребенка.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого–педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста и следующих дидактических принципах:
- доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
- наглядности – иллюстративность, наличие дидактического материала;
- научности – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.
- Указ Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 года «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства 2018-2027г.г.»
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2016 г. N 1839-р)
- Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 25 августа 2022 г. № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга».
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Практика работы детских врачей, неврологов, психологов, логопедов, воспитателей и педагогов дошкольных учреждений и начальных классов школ свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации, дефекты осанки, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта и нарушение письма, чтения.
Поэтому, в работе с такими детьми, нужна до мелочей продуманная система коррекционно-развивающего сопровождения. Именно создание Мини Речевых Групп с жестким ограничением количества детей, одновременно занимающихся со специалистом, полностью соответствует потребностям и запросам родителей, которые имеют детей с нарушениями и патологиями развития. С одной стороны, это позволяет максимально проработать отклонения в развитии каждого участника МРГ, с другой стороны, коллективное нахождение вместе, в одной среде, нескольких детей с похожими проблемами, позволяет формировать коммуникативные навыки общения в парах, в небольшой группе, в общении со взрослым. Именно такая форма проведения коррекционных занятий является наиболее комфортной и здоровье сберегающей для особенных детей, объединенных близкими нарушениями развития в онтогенезе.
Программа «Говорим правильно» способствует развитию потенциальных возможностей ребёнка, посредством овладения им необходимыми знаниями.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Обеспечение системы средств и условий для коррекции и устранения речевых недостатков, развития речевых и неречевых психических функций, социального интеллекта, успешности в общении у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Закрепление уверенного навыка понимания смысловой стороны речи. Устранение дефектов звукопроизношения, сформированность правильной, чистой речи. Устранение дефектов фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматической стороны речи. Устранение дефектов письменной речи. Значительные улучшения речи у детей с тяжелой речевой патологией.
Формирование неречевых психических функций: восприятие, мышление, внимание, память, воображение, моторика в соответствии с возрастными нормами или создание условий для значительной положительной динамики у детей с серьезными нарушениями всей интеллектуальной сферы.
Формирование процесса социальной адаптации.
Формирование процесса успешной коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Формирование навыков для адекватного усвоения программы массовой школы в подготовительном дошкольном и начальном школьном возрасте
Программа базируется на следующих принципах:
- непрерывности развития ребенка;
- общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
- развития всех компонентов речи у детей;
- развития речевых и неречевых психических функций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
- развития и укрепления здоровья личности;
- развития духовно-нравственных убеждений личности;
- развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.
Реализация программы рассчитана на один учебный год: с 15 января по 15 сентября (36 недель, 72 часа)
Программа «Говорим правильно» предусматривает работу с детьми: 2 -4 года.
Занятия проводятся с группой детей в количестве до 5 человек.
Продолжительность занятия для детей от 2 до 4 лет 15 минут с перерывами;
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Контроль реализации Программы:
- Проведение диагностики:
- Первичная (при поступлении ребёнка к занятиям),
- Промежуточная в рамках занятия (июнь),
- Итоговая (сентябрь);
- Дневник сопровождения ребенка;
- Контроль домашних заданий и работа с родителями.
- Ожидаемые результаты.
Закреплен уверенный навык понимания смысловой стороны речи. Устранены дефекты звукопроизношения, сформирована правильная, чистая речь. Устранены дефекты фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматической стороны речи. Устранены дефекты письменной речи. Значительные улучшения речи у детей с тяжелой речевой патологией.
Сформированы неречевые психические функции: восприятие, мышление, внимание, память, воображение, моторика в соответствии с возрастными нормами или значительная положительная динамика у детей с серьезными нарушениями всей интеллектуальной сферы.
Сформирован процесс социальной адаптации.
Сформирован процесс успешной коммуникации со сверстниками и взрослыми.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Особенности организации занятий:
- Программа МРГ имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе занятия, должна дополняться индивидуальной коррекцией недостатков. Наряду с целенаправленным комплексным воздействием на речь ребенка, предполагается развитие общих способностей. Это предполагает успешную адаптацию ребенка в школе и обществе.
- Психолого-педагогические условия.
- Реализация данной программы подразумевает контроль и взаимодействие с
- Педагогическим консилиумом педагогов дополнительного образования;
- Психологом;
- Родителями.
Условия и обстановка, созданная на занятиях, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого присутствующего ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию, снятию стрессообразующего фактора.
Материально технические условия.
Предметно-развивающее пространство организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций – массажные мячики 5 шт., пирамидка 1 шт.,кубики 1 набор;
Игрушки и пособия для развития тонкой моторики – набор игрушек по лексическим темам (машинки, животные, посуда, мебель и т.д.);
Спортивный инвентарь для развития крупной моторики – мячи разных размеров, 1 набор;
Оборудование и реквизит для занятий музыкой, пением, театрализацией, изобразительной деятельностью – ксилофон 1 шт., барабаны 5 шт., ложки 10 шт., маракасы 5 шт., цветные карандаши (набор) 5 шт.;
Разнообразный арсенал техники арт-терапии и развитие воображения – серия сюжетных картинок 1 набор., визуальные опорные схемы для рассказа 1 набор, магнитная доска 1 шт., магнитные цифры и буквы 1 набор.
Реализация программы в учебно-воспитательном пространстве:
Созданные условия позволяют ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, что стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
- Включение в воспитательную работу;
- Участие психолога в родительских собраниях, семейных консультациях.