Эрготерапевтические очные занятия в клинике
Миссия эргореабилитолога — повышение качества жизни семьи в повседневных делах.
Диагностическое занятие (первичный прием)
Длительность занятия: 55 минут
Что происходит:
- Обсуждение запроса. Родитель рассказывает о своей проблеме, волнениях и ожиданиях, связанных с ребенком. Мы вместе формулируем, что именно сейчас вызывает наибольшие трудности.
- Сбор информации. Специалист задает уточняющие вопросы, чтобы лучше понять контекст: особенности поведения ребенка дома и вне дома, режим дня, взаимоотношения в семье, условия среды, в которой он развивается.
- Анализ сформированности умений ребенка. Специалист наблюдает за тем, как ребенок действует в привычных рутинах и в предложенных играх, какие навыки уже сформированы, а где требуются поддержка и развитие. Таким образом, с самого первого занятия начинается практическая работа и с ребенком, и с семьей.
- Первичная диагностика. На основе собранной информации и наблюдений специалист формирует предварительное понимание трудностей ребенка, выделяет ключевые сферы, требующие внимания (общение, игра, поведение, самообслуживание и др.), и определяет возможные направления помощи.
- Планирование дальнейшей работы. По итогам первого занятия специалист предлагает родителям индивидуальный маршрут помощи, направленный на решение конкретных задач: улучшение общения, снижение проблемного поведения, развитие самостоятельности и других важных навыков ребенка.
ВАЖНО! На диагностическое занятие «Ем сам» необходимо принести еду, которую ребенок ест (желательно то, что можно есть ложкой).
Записаться на занятие
Эрготерапевтическое занятие (повторное)
Мы пошагово обучаем ребёнка важным навыкам — например, самостоятельному приёму пищи, умыванию, пользованию туалетом, одеванию и участию в бытовых делах. И всё это происходит по-настоящему: занятие проходит в эргоквартире, где есть кухня, ванная, туалет, детская комната, прихожая и настоящая входная дверь с замками.
Ребёнок оттачивает свои умения прямо на занятии в игровой форме, чтобы сделать процесс увлекательным и поддерживать устойчивый интерес к обучению. Важной частью работы является взаимодействие с родителем: специалист показывает и объясняет, как помочь ребёнку, даёт рекомендации, чтобы дома взрослые могли продолжать тренировать навыки в привычной среде.
ВАЖНО! На эрготерапевтических занятиях «Ем сам» и «Туалетный навык» присутствие родителей обязательно.
Направления работ
Одеваюсь сам
Навык одевания включает в себя умение самостоятельно и в правильной последовательности надевать и снимать одежду, застёгивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки на обуви, а также аккуратно складывать или вешать одежду на место после использования. Формирование этого навыка помогает ребёнку становиться более самостоятельным в быту с учётом его возраста и возможностей.
Туалетный навык
Туалетный навык включает в себя несколько последовательных этапов: осознание ребёнком своих физиологических потребностей, понимание того, как пользоваться горшком или унитазом, а также самостоятельное выполнение гигиенических процедур после посещения туалета. Постепенное формирование этого навыка помогает ребёнку становиться более уверенным и самостоятельным в повседневной жизни.
Ем сам
Навык приёма пищи — это сложное поведенческое действие, которое формируется постепенно и в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка. Он включает в себя:
- эмоционально-положительное отношение к процессу приёма пищи;
- распознавание чувства голода, жажды и сытости и умение сообщать об этом взрослому;
- умение кусать, жевать и глотать различные по консистенции продукты;
- способность сидеть за столом 15–20 минут, не уставая и оставаясь сосредоточенным на еде;
- владение столовыми приборами (ложкой, вилкой, при необходимости детским ножом) и умение пользоваться салфеткой;
- гигиенические навыки (мытьё рук до и после еды);
- соблюдение правил этикета, принятых за столом.
Формирование этого навыка помогает ребёнку становиться более самостоятельным, развивает сенсомоторные навыки, улучшает регуляцию поведения и способствует более спокойным и предсказуемым приёмам пищи в семье.
Хороший сон
Хороший сон ребёнка влияет не только на его собственное благополучие, но и на физическое и эмоциональное здоровье всей семьи. Обучение ребёнка сну — это комплекс действий, который включает налаживание режима, выстраивание спокойного и предсказуемого процесса подготовки ко сну, обеспечение комфортных условий для сна, а также выявление и снижение вредных привычек, связанных со сном.
Гигиена в ванной
Навыки личной гигиены в ванной включают в себя:
- мытьё тела и головы с использованием банных принадлежностей;
- чистку зубов и полоскание ротовой полости;
- умывание и мытьё рук;
- расчёсывание;
- умение регулировать температуру воды.
Формирование гигиенических навыков — важный процесс социализации, «вхождения» ребёнка в мир взрослых.
Взрослею — делаю сам
Каждый родитель стремится дать ребёнку максимально самостоятельную жизнь. Важный шаг — самостоятельность в повседневных делах, охватывающая широкий спектр умений:
- навыки ведения домашнего хозяйства: уборка помещения, приготовление пищи, использование бытовой техники;
- экономико-бытовые навыки: понимание рационального использования денег, умение делать покупки и оплачивать счета;
- социальные навыки: приём гостей, посещение музея, театра, спортивного зала, передвижение (знание маршрутов, пользование общественным транспортом).
Все эти навыки могут целенаправленно отрабатываться на занятиях по эрготерапии и в реальных бытовых ситуациях, чтобы ребёнок мог применять их в своей повседневной жизни.
Консультация по постуральному менеджменту (Гримут А.В.) для детей с двигательными нарушениями
Приём проводит физический терапевт. Позиционирование позволяет замедлить развитие осложнений, а также повышает самостоятельность и активность ребёнка.
Совместная консультация физического терапевта и эрготерапевта по оптимизации позы и повседневных рутин (для детей с двигательными нарушениями)
Приём проводят физический терапевт и эргореабилитолог. Физический терапевт подберёт варианты удобной позы для максимального комфорта ребёнка. Эрготерапевт адаптирует повседневные дела и бытовые ситуации (игру, приём пищи, общение, прогулки), чтобы ребёнок был максимально самостоятельным и активным участником своей жизни.
