Как перевозить детей с ДЦП в автомобиле
Ответ на этот вопрос, действительно, не самый простой.
У него есть две составляющие – юридическая и физиологическая (медицинская).
Почему юридическая? Потому что перевозка детей регламентирована правилами дорожного движения и любое нарушение этих правил приводит к неприятностям и потере денег. ПДД категорически запрещают перевозить детей вне кресел и фиксирующих конструкций.
Это правильно, так как речь идет о здоровье и жизни маленького пассажира.
С другой стороны, не всякому ребенку с ДЦП подойдет стандартный вариант кресла, ведь существуют проблемы с удержанием шеи, головы или деформацией позвоночника, спастичностью в руках и ногах и т.п.
До 2017 года в практике часто встречались случаи, когда за перевозку детей с ДЦП вне стандартного автокресла, родители подвергались штрафам и наказаниям. Однако, после решения Верховного Суда РФ, было признано, что любая заводская конструкция, предназначенная для перевозки детей, в том числе детей с инвалидностью, допустима и приравнивается к стандартному детскому автокреслу.
Есть модели обычных автокресел с фиксатором натяжения ремня, этот фиксатор выглядит как абдуктор кресла-коляски и успешно выполняет его роль - не дает ребенку сползти с кресла.
Существуют модели с пятиточечным креплением. Есть вариант, когда трехточечное крепление ремней (между ног и две точки за плечами можно дополнить самостоятельно изготовленным крепежом из любого автомобильного ремня. При условии, что он плотно, но не туго охватывает верхнюю часть таза ребенка, пристегивается к креслу и обоим ремням штатного крепежа.
При наличии высокого подголовника без боковин, можно использовать продающийся отдельно подголовник (фиксатор головы и шеи).
Теперь перейдем к стороне медицинской или физиологической.
Ребенка с ДЦП действительно нельзя перевозить в неправильной позе. Неправильным будет положение – лёжа, сидя криво (несимметрично), сидя с болтающимися ногами или руками, сидя так, что ребенок падает вбок или съезжает вперед. Любое из перечисленных положений чревато травмами, надрывами связок, подвывихами. Кроме того, такие позы будут провоцировать боль, спастичность, страх падения и поездка в машине станет сущим наказанием для ребенка.
Для детей с церебральным параличом существуют специальные автокресла. Их особенность заключается в наличии высокого анатомического подголовника, чтобы поддерживать голову и шею в безопасном положении и пяти точек крепления корпуса ремнями (между ног, над плечами, по сторонам таза), чтобы не дать ребенку сползти вперед или вбок при тряске и торможении, есть кресла с абдуктором. У некоторых моделей есть поворотный механизм, уменьшающий нагрузку на руки и спину мам при посадке и высадке ребенка из машины.
К сожалению, стоимость специальных автокресел в 5-10 раз выше обычного детского автомобильного кресла. В ряде случаев можно использовать обычное автокресло по весу ребенка (указывается производителем) при наличии высокого подголовника (желательно регулируемого, как по высоте, так и с боков) и анатомической подушки. Крепление ребенка внутри кресла нужно выбирать в соответствии с его способностью удерживать позу сидя без помощи.
В любом случае и в любом кресле ребенок должен сидеть ровно (плечи и таз не перекошены), крестец, спина, шея и затылок должны опираться на спинку кресла.
Ребенок не должен быть втиснут в кресло, при этом он не должен свободно сдвигаться, «болтаться» в кресле – между боковинами и бедрами, боками должно быть не более 2.5- 3 см. свободного пространства, между шеей, головой и фиксатором (подголовником) не более 1-1,5 см.
Если ноги ребенка согнуты в коленях и не достают при этом до пола, то под стопы на пол нужно положить валик или жесткую и плотную подушку.
Подушку можно завернуть в полиэтилен, чтобы не пачкалась быстро. Возможность опираться ногами снижает спастичность, страх падения, чувство укачивания в машине.
И, конечно, к поездкам в машине ребенку будет проще привыкать постепенно. Не стоит начинать с длительных поездок на медицинские процедуры, поездка в машине свяжется с неприятными ощущениями и будет вызывать у ребенка страх и защитные реакции. Если же первые поездки будут короткими и за чем-то приятным, например, в магазин за игрушкой или вкусностями, то ребенок быстрее привыкнет к машине и не будет капризничать.